Они молча рассказывают нам, сегодняшним, о том миропорядке, который теперь уже практически потерян. И хотя этот ушедший мир полон загадок и для современного горожанина и для многих современных сельчан, но где-то на уровне генетической памяти мы тянемся к его теплу, красоте и продуманности.
..знай свой шесток
«Этнографическая коллекция, посвященная крестьянскому быту, начала формироваться в музее еще с 60-х годов прошлого века, - говорит заведующая сектором традиционной русской культуры ГХМАК Татьяна Боровцова. – Когда мы приступили к подготовке этой экспозиции, то долго думали: какие вещи из трехтысячного собрания выбрать. К тому же хотелось подобрать не просто мебель, утварь, одежду, которые бытовали прежде, но такие предметы, которые бы имели художественную ценность, были образцами народного творчества».
Понять, как прежде был устроен крестьянский дом, помогает его макет, представленный в экспозиции. Собственно жилой дом состоял из избы и горницы. В избе ежедневный круговорот обычных дел и хлопот. Здесь обитали дети и старики. Здесь же встречали гостей и проводили праздники. А вот горница – зона особая, скрытая от глаз посторонних двустворчатыми дверьми. Там обитали хозяин и хозяйка. Там святое святых – семейное ложе, с которого начиналось благополучие и покой в семье...
В красном углу избы обязательно устраивали нарядный иконостас, украшенный вышитыми полотенцами. Расшитые полотенца вешали и просто ради услады глаз на стену рядом с портретами родни и зеркалом. Под иконами стоял застеленный скатертью по праздникам или выскобленный до белизны в обычные дни стол. За ним собиралась на общие трапезы вся семья, за ним решались самые важные вопросы.
Чужаки в красный угол без приглашения не проходили, а получив таковое, прежде осеняли себя крестным знаменем перед образами. В красном углу благословляли молодых. Отсюда дочку провожали замуж. И в красном же углу мужниного дома ее принимала новая родня.
Как можно дальше от красного угла и диаметрально противоположно ему размещалась печная зона. Небольшое пространство между печью и стеной за дверью – голбчек или голбец. Там был вход в подпол, а на полках и в запечных шкафчиках хранились продукты.
От печного угла до противоположной стены – кутний угол или куть. Зона женской «ответственности». Здесь хозяйка стряпала, шила, пряла, ткала. Здесь же зачастую стоял небольшой столик, за которым она обедала (мужчины ели только в красном углу!).
Мой дом – мое царство!
Свой дом крестьянин считал не просто жилищем, а уменьшенной вселенной. Здесь были свое небо с солнцем, свои райские кущи, даже свой загробный мир. И все зашифровывалось в чудесных росписях-оберегах на потолке, стенах и на полу дома, в котором человек был хозяином, то есть царем своей вселенной.
Для избы краски подбирали охристые. В горнице писали по светлому фону – нежно-голубому, светло-зеленому, желтому. Краски изготовляли из местных цветных глин. Сначала из подсолнечного масла делали олифу, и в ней варили измельченные в порошок глины.
Вообще домашнюю роспись можно считать промыслом. Им занимались мастера-красильщики. Они ходили из деревни в деревню и предлагали расписать дома. Обычно позволить себе такой «дизайнерский ремонт» могли только зажиточные крестьяне. За лето мастера наводили в доме живописную красоту от потолка до пола. Были здесь и цветы, и солнце, и львы, и русалки.
«По сюжету сказки Пушкина, - улыбается Татьяна Боровцова. – Почему-то считают сибирских крестьян темными неучами. А ведь если они испокон веков Библию читали, то уж сказки Александра Сергеевича наверняка знали».
На выставке представлена копия зарисовки урало-сибирской росписи дома в Солонешенском районе. Зарисовку сделала московская исследовательница народного творчества Инна Ильинична Каплан в 50-е годы. Тогда еще были в алтайской глубинке дома, в которых люди жили среди ярких райских птиц и цветущих деревьев в роскошных вазонах. А на потолках сияло солнце в цветах.
Расписывали в крестьянских домах и мебель. Настенный шкафчик-картинка недавно пополнил коллекцию музея. Его вместе с расписной же дверью буквально накануне открытия выставки музейные работники получили от коллекционера Анатолия Туголукова. Он нашел эти уникальные вещи в Заринском и Залесовском районах. Это тот случай, когда благодаря плохим дорогам в отдаленные села еще сохранились удивительные образцы старинной домовой росписи.
«Таких вещей теперь практически не осталось, - говорит Татьяна Александровна. - Тем более образцов интерьерной росписи. Если была расписана дверь, то ее во время ремонта снимают и либо сжигали, либо выбрасывали. Это счастье, что эти редкие образцы дошли до нас!».
Сотрудница музея утверждает, что сегодня возрастает интерес к традиционной народной культуре, к среде бытования наших предков. «Когда на экскурсии приходят и удивляются увиденному и услышанному иностранцы – это понятно, - признается она. - Но нас гораздо больше вдохновляет, когда у приходящих в музей барнаульских школьников раскрываются и загораются глаза. И этот интерес укрепляется, если ребенок может в интерьере крестьянского дома научиться плести поясок, изготовить из глины или тряпочек куколку-оберег. А такая возможность в нашем музее есть».