Электротеатры. О ранних годах кино на Алтае рассказала архивная выставка

Пётр ШУЛЬГА / АиФ

   
   

У времени свои сроки. О чём-то знают и помнят тысячелетия, что-то забывается в следующем поколении.

На заре развития кино снималось множество фильмов, среди которых были популярные и растиражированные – сейчас бы их назвали блокбастерами. Но современный зритель знает о них только по пересказам публицистов той поры. От самих фильмов не сохранилось, порой, и метра кинопленки.

В начале марта в Государственном архиве Алтайского края открыли выставку «Стоп-кадр жизни…», посвящённую развитию кино на Алтае. Она составлена из документов и материалов, осевших в архивных делах.

При музее восковых фигур

Кино на Алтае появилось очень рано – в 1897 году, уже через год после премьеры синематографа в столичном Петербурге, первый фильм показали в Барнауле. Объявления о киносеансах в Народном доме Барнаула размещались в местных газетах. По воспоминаниям горожан, продолжительность первых премьер была небольшой – за сеанс показывали три-четыре короткометражки.

Первый полноценный кинотеатр открылся на Алтае в Бийске в 1908 году. Электротеатр «Косморама» стал одним из трёх увеселительных заведений города, был рассчитан на 380 мест, цена билета варьировалась от 10 до 50 копеек, а разовая выручка сеанса составляла 60 рублей. Об этом сообщает в отчёте бийский исправник того времени. Зимой новых фильмов не было – их не привозили.

Потом в городе на улице Пушкинской открылся электротеатр «Триумф» на 314 мест. Он просуществовал достаточно долго. Именно в нём показали первый на Алтае полнометражный фильм. Хотя кино не было единственным развлечением в нём – на сцене «Триумфа» выступали артисты, работал буфет.

   
   

Уже в 1910 году на Алтае были ужесточены правила открытия новых электотеатров, так как зрители жаловались на пожарную опасность заведений. В Барнауле, к примеру, существовал электротеатр «Трио». Об этом известно из прошения крестьянина, который в 1910 году хотел заняться электроснабжением театра. Интересная страница кино в крае – театр при музее восковых фигур Евдокии Лебзиной.

Другая страница истории развития кино на Алтае – переплетение событий и судеб в 20-30-е годы прошлого века. Так, в 1924 году на территории Новосибирской области и Алтайского края снимался первый в Сибири игровой фильм «Красный газ» про борьбу с Колчаком.

Одним из участников съёмочного процесса стал Георгий Пожарицкий, бывший офицер армии Колчака, живший в Рубцовске и работавший главным бухгалтером. Потеряв работу, он случайно встретился на улице со знакомыми актёрами, которые рекомендовали его режиссёру как инструктора по плаванью. Заодно он стал консультантом по колчаковской армии. Позже Георгий Пожарицкий жил в Змеиногорске, был арестован и осуждён, но в его деле сохранился кусочек плёнки из фильма «Красный газ».

Другим актёром, попавшим в поле зрения правоохранительных органов, стал Александр Сандель, житель Барнаула, сыгравший в 1930 году роль геолога Ксавье Омер де Гелля в фильме «Кавказский пленник», посвящённом Лермонтову. В 1938 году актёра осудили за шпионаж и расстреляли. Похоронили в Барнауле.

Но в основном нарушителями закона на Алтае были не актёры, а те, кто работал в кинотеатрах – директора, бухгалтеры, билетёры, киномеханики. Это сейчас нецелевое расходование государственных денег считается хищением, а тогда квалифицировалось как вредительство.

Житель края Александр Мизикин, заведующий кинотеатром, допустил растрату и был приговорён к 10 годам с конфискацией имущества. По показаниям билетёрши-свидетельницы заведующий тратил деньги кинотеатра по своему усмотрению, не закупал вовремя дрова, из-за чего приходилось отменять киносеансы.

Киномеханик Тимофей Смелых из Локтевского района два года перед фильмами вёл антисоветскую агитацию. В частности, рассказывал, что в газетах пишут о культурной зажиточной жизни, а рабочие ходят оборванные. Или что по сталинской конституции можно голосовать за кого хочешь, а коммунисты выдвигают только своих кандидатов. Следствие установило, что бывший кулак Смелых раньше состоял в банде Шишкина. Киномеханика приговорили к расстрелу. Это сейчас антироссийские высказывания кинодеятелей встречают одобрение ориентированной на западные ценности интеллигенции, а тогда, перед большой войной, власть не могла оставлять их без внимания.

Восстанавливая справедливость

Архивные дела показывают, что часто инициаторами истинных и мнимых разоблачений шпионов и вредителей были сами граждане. Судебная система того времени старалась восстанавливать справедливость. Так, жителя Бийска Сергея Сапрыкина освободили из тюрьмы, когда следствие уличило доносчика во лжи. Документы и ценности, изъятые при обыске, были возвращены. А билетёру кинотеатра Евдокии Воскобович, арестованной за недоносительство на мужа-контрреволюционера, срок наказания определили в срок предварительного заключения – 13 месяцев и выпустили на свободу.

Большинство же деятелей кинодела и киноискусства на Алтае проблем с законом не имело, кино стало любимым развлечением жителей края в предвоенные годы. И даже во время войны в одном только Барнауле прошло 70 тыс. киносеансов, которые посетили 11 млн зрителей. Рекордсменом проката стал фильм «Секретарь райкома» режиссёра Ивана Пырьева, уроженца Камня-на-Оби. Его посмотрело более 50 тысяч зрителей.

Смотрите также: