19 марта в Барнауле библиотеке имени Шишкова прошла встреча с писателем Ильей Кочергиным. Он рассказал читателям о том, почему решил сменить Москву на жизнь в глухой деревне, как написал первый рассказ и после каких событий он 8 лет не мог ничего писать.
О том, как начал писать
Илья Кочергин – современный российский прозаик, лауреат многих литературных премий, среди которых премии журнала «Знамя» и премии Правительства Москвы в области литературы и искусства. Автор нашумевших реалистичных повестей – «Помощник китайца» «Я, внук твой» «Точка сборки», «Ich Любэ Dich».
Как признается писатель, фантазия у него развита слабо, поэтому сюжеты произведений старается брать из жизни. Он родился и вырос в Москве, но говорит, что всегда тянуло в глушь. В 18 лет Илья Кочергин в составе геологический экспедиции отправился на Камчатку, а через некоторое время устроился в Алтайский заповедник на должность лесника. За свою жизнь он успел поработать дворником, библиотекарем, рабочим на стройке, почтальоном, уборщиком в Макдональдсе, пожарным сторожем в Баргузинском заповеднике на Байкале, продавцом жвачек в метро, торговым агентом иконной мастерской, помощником бизнесмена-китайца и уличным дистрибьютером.
Свое первое произведение прозаик написал только в 30 лет.
«Мы жили с женой первых год в разлуке и писали друг другу письма от руки, тогда еще не было электронной почты. Когда мы начали жить вместе, я понял, что писать мне больше некому, а потребность в этом была. Так появился первый рассказ», – говорит писатель.
О премиях
Практически с самого начала писательской карьеры Илью Кочергина заметили. Первый рассказ получил премию журнала «Новый мир» и вошел в шорт премии «Антибукер». «Помощник китайца», вышедший в 2003 году, попал в «Литературный Гиннес» как произведение, получившее наибольшее количество литературных премий.
«Когда я начал писать, был в стране период – модно было открывать новые имена. И я так удачно попал во все это, сразу много премий получал, хоть и небольших. И на этой волне начинал писать что-то новое и думал только о том, какую премию я за это получу, а если чувствовал, что не получу вот за это конкретное предложение – вычеркивал. До того себя довел, что лет 8 писать не мог вообще», – говорит прозаик.
На время «завязки» с писательством Илью Кочергина спасало увлечение профессиональной фотографией. Помимо книг, в его библиографию входит несколько иллюстрированных путеводителей по России.
О присвоении пространства
На литературной встрече в «шишковке» Илья Кочергин презентовал свою новую книгу «Присвоение пространства». В текстах, вошедших в сборник, писатель рассказывает об Алтае и о строительстве собственного дома в деревне.
Сейчас прозаик проживает в деревне Кривель в Рязанской области. Родная Москва стала для него сейчас совсем чужой.
«Как будто выветрилось из Москвы что-то, что могло делать ее особенной. Раньше идешь – запах булочной, аж слюни текут. А сейчас все такое приятное, средне-нейтральное. Детские воспоминания оживляются в маленьких российских городах, которые еще не вычистили, не придали лоск. Даже деревня сейчас тоже стала более стерильная: нет запаха дыма, скотины, сена. Мои очерки в книге как раз о том, как я выстраиваю отношения с пространством, как я делаю его своим, любимым. Вот, например, мы завели в селе лошадь. От нее пахнет навозом, как хорошо! Мы оживили деревню этим запахом».
Изучив Россию в ее глубинке, писатель сравнивает страну с неуклюжим подростком, который еще формируется.
«Ему руки, ноги мешают, он постоянно ударяется обо все углы, не вписывается. Я представляю наше тело страны таким же. Оно огромное, а мы как будто не освоили еще тело страны», – говорит писатель.