В премьерной афише краевого театра драмы спектакль «Никио и великий самурай» назван тямбарой. Тямбара – по-японски «бой на мечах» – это и вид спорта, и специфический вид японского историко-приключенческого кино о самураях, популяризированный Куросавой.
Как этот жанр дошел до Алтая, нам рассказал главный режиссер краевого театра драмы Илья Ротенберг.
– Илья Владимирович, о чем спектакль?
– Спектакль по этой пьесе в России ставится впервые. С самим текстом я познакомился года четыре тому назад. Несколько лет обдумывал идею постановки и вот сейчас я понял: пора.
Пьеса рассчитана на детей, подростков и их родителей. Тема – история формирования человека – из маленькой девочки через опыт и приобретение знаний. Это история о взрослении и становлении – ответ на вечные вопросы – как воспитывать ребенка и как ему самому формировать свой характер.
Но еще эта самурайская история – метафора того, что происходит вокруг нас сейчас. У нас высокий уровень детской преступности в стране, высокий уровень деткой наркомании и алкоголизма.
Почему? Да потому что взрослые себя так ведут. Вот главная болевая точка спектакля – влияние взрослого мира на мир ребенка. Пока взрослые сами не изменятся, они будут подавать плохой пример детям.
– Почему пришлось приглашать мастера для постановки боев?
– Это Япония, Восток, своя философия, единоборства и философия единоборств. Мы очень серьезно прорабатываем это, чтобы избежать приблизительности. Когда стало понятно, что без боев и ритуальных восточных моментов нам никак не обойтись и мы не сможем заменить это условностью, возникла потребность в педагоге.
Пака Хек Су мне посоветовали в ГИТИСе. Перед его приездом с актерами работали алтайские педагоги – вице-президент Сибирской ассоциации айкидо Вячеслав Белошапкин и глава федерации кэндо Виталий Шатьков.
Они дали основы, а Су совместил принципы восточных единоборств с принципами традиционного актерского искусства – биомеханика Мейерхольда.
В России специалистов такого класса можно пересчитать по пальцам одной руки. Это позволило показать на сцене не игру в поддавки, а настоящий самурайский поединок.
Еще Станиславский говорил, что маленькая неправда ведет к большой. Поэтому мы так серьезно подошли к постановке боев.
Смотрите также:
- Хореограф Татьяна Безменова: В спектакле по Сервантесу не будет «испанщины» →
- Новый «Фигаро». Худрук и режиссер-постановщик о проекте «Большая сцена» →
- Современному театру нужна фотолетопись жизни →