Конец 90-го юбилейного сезона для Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина оказался непростым. В отсутствие главного режиссера театр покинули многие молодые и талантливые актеры.
Накануне открытия 91-го театрального сезона новый главный режиссер поделился своим виденьем того, какие задачи стоят сегодня перед служителями Мельпомены.
В сказке появятся все
– Илья Владимирович, с какими сложностями и особенностями краевого драмтеатра вам пришлось столкнуться?
– Первая сложность была связана с тем, что значительное число артистов покинуло театр, и большая часть поставленных ранее спектаклей уже не могла по этой причине находиться в репертуаре.
Но меня это не напугало, и я осознанно шел в театр, зная, что придется набирать новых артистов. Да, театр оказался в нокдауне. Это ситуация сложная, но со временем мы из этой ситуации выйдем и сами кого угодно в нокдаун отправим.
Во многих театрах России похожие проблемы. Другая особенность, тоже общая для всех репертуарных театров, – законодательные ограничения. Театр подчиняется государству, оно дает замечательные гарантии и возможности, но порой сдерживает в плане развития.
Сейчас идут серьезные перемены в московской театральной жизни, и мы надеемся, что в российской театральной провинции тоже начнет что-то меняться, так как перемены эти должны были уже давно наступить.
Я говорю, в частности, о переводе на контракты и расширении социальных гарантий актерам. Впрочем, когда у театра есть идея – эти проблемы развития уходят на второй и третий план. Не исчезают, но не мешает творчеству.
– Вместо ушедших актеров пришли новые. Откуда они?
– Евгений Любицкий и его жена Ольга Николаенко из Новокузнецка, плюс пара совсем молодых актеров из Хабаровска.
– Какие требования предъявляются при наборе актеров в труппу?
– Обязательно – профессиональное образование, некоторый опыт. И непосредственные данные человека. Каких-то актеров мы видели в работе и, так случилось, что наши интересы совпали, а кого-то берем по хорошему, вразумительному резюме, из которого видно, что актер уже успел многое сделать, проявил себя. Мы даем ему шанс попробовать себя у нас – в Алтайском театре драмы.
– В каких постановках мы увидим новых актеров?
– Евгений Любицкий и Дарья Ротенберг появятся в спектакле «Последняя любовь» в небольших ролях, кто-то появится на сцене в «Острове Рикоту», ну, а в новогодней сказке мы уже точно увидим всех новых артистов.
На разный вкус
– Будут ли у театра постановки, в которых будут заняты возрастные, сейчас мало занятые артисты?
– Обязательно. Актеры в театре очень интересные. У них определенные традиции, а у меня свои подходы – получается такой своеобразный обмен – я как молодой режиссер предлагаю им новые идеи, но они, будучи опытными людьми, тоже меня чему-то учат.
– А будут ли у серьезного драматического театра легкие и радостные по восприятию постановки?
– Репертуар театра должен быть разнообразным. Драматический театр вовсе не предполагает наличия только драмы и серьезных спектаклей. Драматический театр – это театр, где на сцену выходит артист, и его главное орудие – слово.
Слово, которое рождается из какой-то игровой ситуации. Сейчас такое время, что жанров в чистом виде почти нигде и нет, и грани между ними размыты.
Очень много трагических спектаклей, которые, тем не менее, смотрятся легко, иронично и на одном дыхании. Думаю, что современный театр движется в эту строну.
Сложно сказать, будут ли в Алтайском драмтеатре постановки чистого жанра. Я как режиссер чистым жанром никогда не занимался. Мне наоборот нравится, когда на спектаклях весело. Другое дело, что из этого веселья зритель должен обязательно что-то вынести, об этом не надо забывать.
Будет ли весело у нас в театре в течение всего сезона – обязательно будет. Будет ли о чем задуматься – будет. Будут ли новые современные театральные ноу-хау – будут. Если не говорить про Москву и Петербург, где существуют узконаправленные нишевые театры, то театр, особенно краевой репертуарный, должен отвечать разным вкусам зрителя.
Кому-то нравится классика и традиция – он должен это увидеть. А кому-то хочется увидеть театр будущего – и это тоже должно быть.
Без идеи нельзя
– Какова роль главного режиссера в театре – генератор идей или отец театральной труппы?
– Главный режиссер в первую очередь должен быть идеологом. Другое дело, что он может быть отцом, братом или сыном театральной труппе – это во многом зависит от того, как складываются личные отношения. Но первое – это идея. Без идеи режиссеру нельзя приходить в театр.
– Вам не кажется, что репертуарный театр с постоянной труппой изжил себя?
– Нет, не изжил. Более того, считаю, Россия может этим гордиться – репертуарным театром с постоянной труппой, такого больше нигде нет – во всем мире театры проектные. Многие ставят вопрос: либо театр репертуарный, либо проектный. А почему бы не совместить их, не сделать, чтобы было и то, и другое?
Репертуарный театр – большое дело, хотя не совершенен в законодательном плане. Любая труппа требует обновления. Должны приходить какие-то новые силы – не обязательно молодые – просто новые силы.
Для этого сейчас очень мало возможностей. Это нужно реформировать, но не за счет удаления и вырывания с корнем, а за счет привнесения в репертуарную систему новых веяний и технологий.
Нужны эксперименты, новые подходы к творческой работе. Это работает, это есть, но это нужно поддерживать, в том числе и финансово, и организационно.
Убежден, что репертуарный театр себя не изжил, но вижу, что он нуждается в обновлении.
– Ваш первый большой спектакль на сцене театра «Последняя любовь». Каким он будет?
– Это простой по форме спектакль – я бы назвал его драматическим этюдом, без особых наворотов. Очень простые истории про человека, которые решены очень простыми театральными средствами.
Получился, в хорошем смысле, старомодный спектакль. Надеюсь, его хорошо примет зритель, которого мы ждем на премьерный показ 19 октября.
Смотрите также:
- Режиссер Константин Яковлев рассказал, что думает о проекте «Большая сцена» →
- Режиссеры Александр Савин и Дмитрий Бирюков о работе в «Большой сцене» →
- Современному театру нужна фотолетопись жизни →