Взять интервью у главного дирижёра Алтайского государственного театра музыкальной комедии мне хотелось ещё год назад. Когда журналисты Барнаула готовились к спектаклю «Коварство и любовь не по-Шиллеру», Евгений ГУТЧИН пытался поставить нам – непрофессионалам – голоса. Судя по успеху постановки, ему и его коллегам – режиссёрам, хореографам, костюмерам – всё удалось.
И снова март. Месяц пробуждения природы, месяц Международного женского дня, месяц, в котором празднуется Всемирный день театра. Кому, если не пианисту и композитору Гутчину, задавать вопросы о весне, женщинах, любви и вдохновении?
Потрясающий процесс
– Весна – время особенное. – уверен Евгений. – Время какого-то особенного воздуха, вместе с которым впитываешь кучу желаний, загадок, планов. Я думаю, что для любого творческого человека весна – пора необычная. И мне кажется, что это связано в том числе и с нашим местом жительства. Живя в Сибири, мы испытываем настоящую зиму, потому-то и весну мы ощущаем по-настоящему. Безусловно, можно найти прелесть в любом времени года, но Весна всегда пишется с большой буквы.
– Как вам кажется, первый весенний месяц меняет женщин?
– Я всегда говорю, что весна – самое опасное время для мужчин-водителей, потому что появляются такие «дорожные знаки», от которых просто глаз не оторвать! Впрочем, весной становимся красивее и ярче все мы. Когда женщины преображаются, тогда и мы – мужчины – обязаны становиться, если и не красивее, то интереснее, солиднее, мужественнее. Вы в наших глазах, а мы в ваших стараемся быть лучше, ярче. Это потрясающий процесс.
– Есть женщины, которых вы боготворите?
– Не получается у меня говорить много откровенных слов близким. Могу кучу всего приятного наговорить людям, которых я только что увидел, а вот самым близким сложнее. Как у Дольского: кто-то уйдёт, кто-то вернётся, кто-то простит, кто-то осудит, меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям… В общем, я не часто говорю о любви близким людям, но стараюсь проявлять свою любовь и привязанность делами. Конечно, мама – главная женщина, всё, что хорошего есть во мне – это её заслуга. Она пестовала, вдохновляла, иногда ругала, но всегда, теперь я это понимаю, всегда была права.
Я думаю, у каждого мужчины должна быть женщина – реальная или мифическая – которую он в чём-то боготворит. И не осуждаю, если не одна. (Улыбаясь). Бог создал мужчину и женщину, ничего более совершенного и гармоничного представить невозможно. А впрочем, кто хочет услышать мой ответ на этот вопрос, пусть послушает мои песни.
Ключ ко всему
– Вы человек творческий, у вас много ипостасей, вы играете, пишете музыку, дирижируете. Кем вы себя в первую очередь ощущаете?
– Мне нравится слово музыкант, потому что это слово – ключ ко всему. Каждый музыкант должен уметь научить, педагогика теперь – большая часть моей жизни. Мне есть чем гордиться, у меня были замечательные ученики. Никогда не забуду Дениса Кунгурова, который закончил московскую консерваторию, при чём поступил туда через 10 лет после окончания училища! Когда я был на конкурсе Пьяццоллы, в жюри сидела его вдова – Лаура Пьяццолла, сама по себе живая легенда. Я аккомпанировал, поэтому немного опоздал на обсуждение итогов. Из ста баллов члены жюри ставили Денису 95, 96 баллов, подошла очередь вдовы гения – 99! Она за исполнение музыки своего мужа ставит моему ученику 99 из 100. Что может быть лучше!
Алексей Подымкин, потрясающий джазовый пианист. Наташа Шабалина – изумительная пианистка, сейчас моя коллега, хормейстер театра. Анечка Лозина, мама двух детей, но продолжает выступать, замечательно играет. Без ложной скромности скажу: мне есть чем гордиться в педагогике.
Настоящий музыкант какую-то простейшую мелодию обязан уметь написать, сделать аранжировку. Спеть. Я считаю, что петь не умею, однако всегда радуюсь, когда мои песни и клипы занимают в конкурсах призовые места. Электронная музыка – это тоже отдельная колоссальная ниша, мне это понравилось, я в театре этим тоже занимаюсь и вот уже больше 10 лет владею оранжировкой. Надо рок, пожалуйста, если классика – ещё лучше, это мне ближе. И даже на сцене приходилось бывать. Однажды я в образе Чарли Чаплина музицировал, мы делали этюд с Ольгой Гавриш, с такой великолепной солисткой, заслуженной артисткой России, это мне льстит. Одним словом всё, что касается музыки, всё это для меня – слово музыкант.
– Вы сказали, музыкант обязан уметь написать хотя бы простейшую мелодию. А вы пишите настоящие песни с текстами, музыкой, аранжировкой. Это душевная потребность или просто хобби?
– Я вроде профессиональный пианист, играл в своё время сложнейшую музыку, стал главным дирижёром театра. А вот начал писать песни довольно поздно, когда мне было уже около 30 лет. Однажды появился упрёк: ты прекрасный пианист, а занимаешься какими-то песнюшками! Тогда понял главное: когда появились мои песни, мне стало легче жить. Это не просто красивые слова, мне действительно стало легко идти по жизни, потому что я никогда не бываю один, со мною всегда мои песни.
– Откройте тайну, правда, что у всех творческих людей без исключения есть Муза? И если она всё-таки существует, то что это: некое эйфорическое состояние или кто-то или что-то конкретное, вдохновляющее на подвиги?
– Без лишних слов скажу: да, Муза есть и она нужна, необходима. И это не обязательно какая-то одна Муза, единственная. Мне кажется, если бы у Пушкина была одна Муза, то таких стихов и в таком количестве просто бы не было. Любая творческая натура – увлекающаяся. И Музой не обязательно может быть конкретный человек или предмет, может быть и что-то мифическое, эфемерное, нереальное. Это тоже Муза – какой-то образ, представление, желание. Мне кажется, всё как в любви: есть первая, единственная, на всю жизнь. А есть сиюминутная Муза. Есть какие-то Музы желаний, Музы мечтаний. Она нужна и именно в такой момент что-то появляется, рождается, рвётся наружу. Я не знаю, какая Муза мне явилась на Семинском перевале, но я два дня ходил «омузенный», а потом за 40 минут (что для меня крайне редко) написал песню, и стихи и музыку, которую назвали гимном Семинского перевала. Что было Музой в данном случае? Может, ею была сама природа, дух гор, какая-то непостижимость всей этой окружающей красоты. Без Музы творческому человеку никак нельзя, и осуждать его нельзя за какие-то «музы»! В творчестве, как и в любви, нельзя ошибиться. Поэтому каждый художник творит сердцем. Вот если с моего концерта хоть кто-нибудь что-то доброе унёс, если я заметил слезинку, искреннюю улыбку, – дороже ничего нет.
Будьте любимы!
– Евгений, а как вы думаете, чего не хватает современным женщинам?
– Почти того же, что и современным мужчинам. Нам не хватает мужественности, а женщинам – женственности. Мне кажется, что каждый должен всегда оставаться на своём полюсе. Женщина всегда должна быть женщиной: и на высоких каблуках, и в крутых джинсах, и в домашнем халате, и за рулём автомобиля. То есть быть обаятельной, красивой, привлекательной, манящей. А мужчина должен быть мужественным.
– Что бы вы пожелали женщинам?
– Я думаю, что для женщины, исходя из того, что я сказал выше, самое главное всё-таки быть любимой. Кто-то говорит, что большее счастье, когда ты сам любишь. Но мне кажется, что женщина обязательно должна чувствовать, что любят её. Поэтому хочу пожелать всем женщинам, чтоб их любили, чтобы они чувствовали, что они любимы, тогда у них всё и везде будет получаться, всё будет в порядке.
Досье
Евгений ГУТЧИН – главный дирижёр театра Музкомедии, пианист, концертмейстер, педагог музыкального колледжа. Окончил барнаульское музыкальное училище имени 40-летия Октября с отличием (педагог – Эльвира Петровна Росинская). Новосибирскую государственную консерваторию имени Глинки с отличием (педагог – Мэри Симховна Либензон). Сольную асисстентуру, стажировку в московской государственной консерватории, класс профессора Татьяны Петровны Николаевой. Выступал в двух лучших мировых залах: в Линкольн-Центре Нью-Йорка и в Опера-Сити-Холл в Токио. Дипломант и лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат премии Алтайского края. Одна из самых недавних наград – первое место на телеканале «Ля-Минор» за клип «Я буду счастлив».