«В Италии Васе было плохо - на Родину хотел». Воспоминания звезд о Шукшине

Многие коллеги восприняли уход Шукшина из жизни, как личную трагедию. © / Виктор Крутов / АиФ

25 июля Василию Шукшину исполнилось бы 95 лет. В эти дни на его родине, Алтае проходит Всероссийский фестиваль, куда до сих пор приезжают знаменитости, которые лично знали его.

   
   

К сожалению, с каждым годом тех, кто лично знал Шукшина, работал с ним, дружил, учился, становится все меньше и меньше. От того информация, которую они рассказывают и публикуют о нем, только растет в цене. Во время торжественных церемоний, творческих вечеров и встреч на Алтае почетные гости рассказывают, что их связывало с Василием Макаровичем, каким он был.

Время Шукшина

В этом году одной из приглашенных знаменитостей стала Наталья Бондарчук – дочь Сергея Бондарчука. Ей посчастливилось быть знакомой с Василием Макаровичем и его семьей. Как это принято в киношной богеме, тем более у того поколения, люди просто творили, причем в большей степени ради идеи, а не ради кассовых сборов, как сейчас. Кинематографисты дружили семьями и Сергей Федорович очень тяжело переживал смерть Шукшина.

Наталья Бондарчук впервые посетила шукшинский фестиваль много лет назад. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

«Я к Василию Макаровичу отношусь особо, и не только потому, что мой отец Сергей Федорович Бондарчук снимал фильм «Они сражались за Родину», где главную и крайнюю роль исполнил Шукшин, а вот за такую его сердечную любовь за Россию. У него сердце болело за всех нас. Помню, в Италии был фестиваль, и ему так было плохо. Он хотел на Родину, немедленно! Вся душа его всегда принадлежала вам, Сибири, Алтаю, - рассказывает Наталья Сергеевна. - Я помню момент, когда на Мосфильме состоялся первый просмотр фильма «Они сражались за Родину». После я подошла к отцу, обняла его, поздравила от всей души. А в ответ услышала: «Лучше бы его не было». И добавил: «Ваааасяяяя!». И заплакал. Так тяжело он переживал уход Василия Шукшина. Потом мы пришли к нам домой, и так получилось, что мне достались его часы. Они были подарены его супруге, но она захотела их отдать мне. Так у меня есть шукшинское время».

Последняя воля

Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр Владимир Грамматиков, хоть и младше Шукшина на 13 лет, но на студии все же пересекся с ним и был под диким впечатлением от таланта Шукшина.

«Я имел счастье видеться с Василием Макаровичем на студии Горького, – вспоминает он. – Они с оператором Анатолием Заболоцким всегда сидели за одним столом, а я садился рядышком, смотрел и думал: «Вот как Господь даровал человеку столько талантов?!». Потрясающий писатель, великолепный актер, замечательный режиссер, и какой человек!».

Оказавшись в эти дни в Барнауле, Владимир Александрович побывал у памятника Шукшину, возложил к подножию цветы, перекрестился и низко поклонился. А спустя еще несколько часов, выступая уже на открытие кинофестиваля признался, что хотел бы если не исполнить последнюю волю Василия Макаровича Шукшина, то хотя бы сделать все возможное, чтобы реализовать его мечту.

   
   
Владимир Грамматиков уверен, что идея снять фильм о Степане Разине - перевернет кинематограф. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

«Когда я летел сюда, то в самолете мне пришла идея, и я хочу поделиться с вами ею. Конечно, надо было бы сначала поделиться с семьей Василия Макаровича, с дочками, с супругой, но я думаю, они на меня не рассердятся. А идея моя следующая: у Василия Макаровича была мечта – проект «Степан Разин», и он уже практически был готов. Я знаю о том, что сделан режиссерский сценарий и я подумал, что может быть объявить общероссийский сбор средств на бюджет этой картины?»

Грамматиков уверен, что народная любовь к Шукшину до сих пор существует и за несколько месяцев удастся собрать нужную сумму. Дело встанет только за тем, чтобы найти режиссера, который возьмется на реализацию столь важного для нашего земляка проекта. Возможно, конечно, мэтр все же намекал на себя, но в любом случае свое слово еще должны сказать наследники.

Побывал на Алтае

Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер Борис Галкин впервые на Алтае побывал в прошлом году, а ведь по его словам он собирался приехать сюда, сложно поверить, но больше чем 50 лет! А посоветовал ему прокатиться лично Василий Шукшин.

«В 1969 году снималась картина режиссера Леонида Головня «Эхо далеких снегов», где снимался Василий Макарович Шукшин, Галина Яцкина, Армен Джигарханян и ваш покорный слуга, Борис Галкин. Это была вторая картина в моей судьбе, которая подарила мне встречу с Шукшиным. В то время мы были молодые, дерзкие, полагали, что мы все знаем, все умеем, а я ведь еще даже не закончил театральное училище, был на четвертом курсе, но во всю чувствовал себя артистом, - вспоминал Галкин. – На озвучивании мы стоим вместе с Василием Макаровичем, у нас там была совместная сцена, и он что-то так мягко и задумчиво произносит, а я ему говорю: «Василий Макарович, ну здесь же надо порезче!». А он мне отвечает: «Борька, не гони лошадей. Ты на Алтае был? Не был. Ну, вот побываешь и будешь делать замечания».

Борис Галкин выполнил наказ Шукшина только спустя 54 года. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Был и другой случай, который также связан с этим фильмом. Уже после Алтая Борис Галкин рассказал о нем aif.ru.

«Мы жили в Бакуриани, это довольно высоко. К месту, где шли съёмки, мы спускались по серпантину, там была какая-то туристическая база. Всё время проезжали мимо кладбища. И как-то Лёня Головня, режиссёр, говорит: «Василий, смотри – кладбище». Шукшин – в ответ: «Лень, что, отдохнуть захотелось?» Так его сразу подрезал, что, мол, бестолку болтать. В этом был весь Василий Макарович».

Назвала дочь в честь Шукшина

Народная артистка РСФСР Людмила Зайцева для которой фильм «Печки-лавочки» стал первым в карьере, всю свою жизнь восхваляла Шукшина. Для нее это была недосягаемая высота:

«Шукшин был для меня небожитель. Впрочем, к Василию Макаровичу все относились с огромным пиететом. Работать одно удовольствие — на съемочной площадке все просчитано, выверено. Не чета некоторым нынешним режиссерам», - вспоминает актриса.

При этом сам Шукшин относился к Зайцевой чуть ли не как к дочке и ласково называл «Маленькая», а в последнюю встречу в Новороссийске в 1974 году Лидия Федосеева-Шукшина подарила ей целую охапку цветов. На что Василий Макарович пообещал супруге надарить еще больше.

Кстати, и дочь Людмила Зайцева тоже назвала в честь Шукшина – Василисой. Она была уверена, что родится сын, и он обязательно будет Василием, но планы поменялись.