Фраза губернатора Виктора Томенко «Всё хорошо, но дальше так жить нельзя», которую он обронил в первые дни своего правления в Алтайском крае, сразу же стала мемом. Её частенько употребляют по отношению к той или иной ситуации в регионе. Естественно, с намёком, что смысла топтаться на одном и том же месте уже нет, нужно развиваться. И вот в свете последних дней эта фраза стала как никогда актуальной в отношении уникального завода детского питания «Модест».
Стабильность – путь к банкротству
Объясним ситуацию. Сейчас «Модест», который находится в собственности краевых властей, работает довольно стабильно, даже в плюс. Чистая прибыль предприятия – около 12 млн рублей в год. Этой суммы хватает, чтобы выплатить зарплату сотрудникам, оплатить счета за электроэнергию и на другие текущие нужды. Вроде бы всё отлично – долгов нет, денег «Модест» с казны не тянет, сам себя окупает. Однако в Управлении Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям считают, что подобная стабильность – это тоже не есть хорошо. Об этом было заявлено официально в СМИ:
«Мы видим риски того, что предприятию необходим дополнительный импульс для развития. Имеется в виду, что в него необходимо вкладывать деньги. Находиться в стабильном, стационарном состоянии – это может привести к печальным последствиям. Вплоть до уменьшения прибыли и начала убыточной деятельности. А дальше его либо кто-то выкупит, либо это может привести к банкротству предприятия», - заявил ещё в апреле Александр Кондыков, заместитель начальника Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.
Вот и получается – на первый взгляд всё кажется хорошо, но оказывается, что дальше так жить нельзя. Понимая это, власти еще весной высказали намерение выставить краевое молочное предприятие на приватизацию и, судя по всему, вкладывать в него деньги не намерены. На самом деле в этом есть своя логика – во-первых, это не профильный для региона бизнес. Во-вторых, недавняя история с уголовным делом, которое было заведено на экс-директора Антониду Устинову за взятку, не лучшим образом сказалось на репутации государственного предприятия.
Приватизация как способ выжить
В итоге получается, что без финансовых вливаний участь «Модеста» будет однозначной - рано или поздно это приведёт к убыткам, и как итог – к закрытию. И если поначалу вариант приватизации завода был воспринят общественностью и депутатами в штыки, то сейчас ситуация разворачивается по-другому – это начали воспринимать как реальный вариант возможного развития предприятия.
«У нас есть наглядный пример с тепличным комплексом «Индустриальный». В свое время, когда появился инвестор, готовый его купить, мы не торопились и ждали. В итоге момент был упущен. И что имеем сейчас? Ничего хорошего - предприятие, стоимость которого около 1 млрд рублей, могло закрыться, в результате чего региональный бюджет потерял бы деньги. На ошибках нужно учиться. Поэтому, на мой взгляд, когда есть стоящие предложения от серьёзных инвесторов, которые готовы вкладывать в развитие и модернизацию «Модеста» средства, это должно как минимум обсуждаться», - считает депутат АКЗС Юрий Матвейко.
Конкуренция
В России всего три завода выпускают молочную продукцию для детей. Кроме отечественных предприятий, на территории нашей страны работают и представительства иностранных заводов, выпускающих детскую молочку, которая, по словам многих экспертов, заслуживает доверия. Поэтому, как бы мы не хвалили продукцию алтайского «Модеста» за высокое качество, объективности ради стоит отметить, что конкуренция на данном рынке весьма серьёзная. Причем у многих молочных корпораций есть целые исследовательские отделы, которые занимаются вопросами физиологии детского питания, изучают состав грудного молока и т.д., а потом, основываясь на этих данных, производят различные продукты для детей.
Что уж греха таить, барнаульскому заводу детской молочки до такого уровня далеко. И не потому, что они не могут или не умеют. Причина банальна – денег не хватает даже на модернизацию, что уж говорить про создание собственных крупных исследовательских центров.
Так, последняя модернизация на заводе происходила пять лет назад – тогда за государственный счет была закуплена и установлена линия розлива и фасовки. Однако сейчас появилось множество прорех в плане износа оборудования. Например, необходимо закупить новую линию для стерилизации. Для этого нужна внушительная сумма. А выделять её никто не планирует. Но это не единственная проблема. Допустим, что вдруг даже произойдет чудо и завод получит какое-то финансирование. Новое оборудование нужно будет где-то разместить, но в настоящее время имеющиеся площади завода не позволяют это сделать. Поэтому необходимо расширяться. Но и тут есть проблемы – «Модест» находится на территории Барнаульского молочного комбината, а это значит, что возможности увеличить площади нет. Получается замкнутый круг. Решить который, по словам экспертов, можно только с помощью инвестиций.
Но все же, есть серьезное опасение – если предприятие приватизируют, не скажется ли это на качестве продукции?
«Уверен, что собственник, вкладывая немалые деньги в модернизацию, оборудование, помещение, явно не допустит того, чтобы бренд просел. Иначе зачем покупать предприятие и вкладывать в него большие деньги?» – убежден и.о. генерального директора Дмитрий Ширнины.
«В случаях, когда стоит вопрос о предприятиях, выпускающих социально значимую продукцию, и у государства есть интерес в сохранении её качества, можно ввести ограничительные меры для того, чтобы новый собственник не смог уронить бренд. Существуют разные формы договорных отношений, в рамках которых можно регулировать данные процессы», - считает Антон Слободчиков, директор фонда малого и среднего предпринимательства.
Кстати
Недавно барнаульское информационного агентство «Толк» провело опрос местных жителей на тему «На что вы обращаете внимание, когда выбираете продукты?». Особенно, если выбираете продукцию для своего ребенка. Красочную упаковку? Состав? Или берёте бренды, которые уже зарекомендовали себя на рынке?
Мнение
«У меня двое детей, когда они были совсем маленькие, покупала для них смесь «Грудничок» и детское молочко барнаульского производителя «Модест». Сейчас подросли – с удовольствием пьют их йогурты, бифилин. Для меня важно качество продукции, состав. В магазинах стоит много федеральных брендов, но когда я смотрю, что у них срок годности того же йогурта – месяц-два-три, честно сказать, меня это очень смущает», - говорит жительница Барнаула Елена Южакова.