В наступившем сезоне отрасль речного туризма ждет очень заметный подъем, считает председатель совета директоров компании «Водоходъ» Виктор Александрович Олерский. По его мнению, общий прирост «речного» турпотока составит не менее 10 процентов.
Внутренний российский туризм в последние годы находится на подъеме, отмечает Виктор Олерский, все большее число россиян выбирают для отдыха не зарубежные курорты, а отечественные. Второй важный фактор, обнадеживающий уже непосредственно речников, - это переориентация с традиционного пляжного отдыха на более осмысленные и интересные маршруты. «Россия – невероятно живописная, разнообразная и интересная страна, - говорит Виктор Олерский. – Но многие наши граждане только начинают осознавать это. Думаю, что модам на азиатскую экзотику или классический отдых в Европе в ближайшие годы придется сильно подвинуться».
Перспективы именно водного туризма, речных круизов, Виктор Олерский связывает в первую очередь с географическими особенностями России. «У нас очень “речная” страна, - говорит он. – По протяженности внутренних водных путей мы одни из первых в мире, это больше ста тысяч километров судоходных путей. Только вдумайтесь: проплыв по всем нашим рекам, вы обогнете земной шар два с половиной раза».
Также глава компании связывает большое будущее внутреннего водного туризма с его психологическими преимуществами. «Это очень спокойный, расслабляющий, медитативный отдых. С неспешным путешествием по рекам и озерам не сравнятся никакие трекинги-шоппинги, тут он вне конкуренции. А это то, что нашим людям надо именно сейчас», - говорит Виктор Александрович Олерский. При этом, по его мнению, речные круизы очень познавательный и культурно насыщенный вид отдыха. «Реки с давних пор обеспечивали развитие нашей страны, большинство российских городов возникло на их берегах - отмечает он. – Поэтому наших пассажиров ждут не только свежий воздух и пейзажи, но и погружение в историю России, знакомство с массой достопримечательностей».
Сейчас роль водного туризма считается сильно недооцененной: по оценкам, на его долю приходится чуть более пяти процентов общего внутреннего турпотока. Эту несправедливость Виктор Олерский связывает с историческими факторами. В 1960-80-х годах речной туризм был невероятно популярен в СССР: спрос на путевки многократно превышал предложение, путевки на теплоходы раскупались на год вперед. После распада Советского Союза речное хозяйство пришло в упадок, закрывались речные вокзалы, суда ветшали и вставали на прикол, инфраструктура разваливалась. Восстановление отрасли, по словам Виктора Олерского, началось лишь в конце девяностых, но шло поначалу достаточно медленно. Лишь десятилетие спустя стало можно говорить о полноценном возрождении некогда популярного вида отдыха. В последние годы, по словам руководителя компании, в отрасли продолжается подъем: создаются новые причалы, в первую очередь - в туристически привлекательных местах, разрабатываются новые маршруты. «Я уверен, что в ближайшие годы мы вернем водному туризму популярность и престижность, которыми он заслуженно пользовался в советские времена, - говорит Виктор Олерский. – И уже совершенно на другом технологическом уровне, уровне сервиса и комфорта. Не сомневаюсь, что эффект от наших усилий будет хорошо виден и по итогам нынешнего сезона».
Виктор Александрович Олерский родился в 1965 году в Латвии. Закончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. Начинал трудовую деятельность инженером в Балтийском морском пароходстве, впоследствии занимал руководящие посты в Волжском и Северо-западном речных пароходствах. В 2009-2018 годах был заместителем министра транспорта РФ, возглавлял Росморречфлот. Кандидат технических наук. На пост председателя совета директоров компании был избран весной 2019 года. В одном из первых интервью обозначил целью работы «глубокую модернизацию действующего флота и строительство нового».
Судоходная компания "Водоходъ" – один из трех крупнейших российских операторов речных круизов. Флот компании насчитывает 26 круизных лайнеров и 16 малых судов. География деятельности охватывает внутреннюю акваторию от Санкт-Петербурга и Краснодара до Енисея и Байкала. Ежегодно компания обслуживает более 400 тысяч человек, в это число входят как покупатели длительных круизов, так и пассажиры прогулочных судов. В планах на 2022 год – увеличить этот показатель как минимум до полумиллиона.