Татьяна Надыкта о железной дороге не то что не мечтала, даже в мыслях не было. Благодаря мужу-железнодорожнику попала в систему РЖД. И ни о чём не жалеет. Уже более четверти века она следит за работой «сердца» Заринской станции – на посту в Электрическом центре, который отвечает за ритмичность и безопасность работы всей дистанции пути.
Из повара в монтёры
Татьяна детство и юность провела в Казахстане. После окончания восьми классов поступила учиться на повара. Но по специальности проработала лишь несколько месяцев, потому что вышла замуж за железнодорожника, и на этом её профессиональная поварская деятельность закончилась.
Муж Сергей работал механиком на разъезде с романтичным названием Весна, где трудились не более 15 человек. Чтобы совсем не умереть со скуки, согласилась на должность монтёра связи. Через некоторое время её перевели приёмосдатчиком-товарным кассиром.
В 1992 году семья переехала в Алтайский край, на станцию Тягун. Опыт работы товарным кассиром и приёмосдатчиком пригодился Татьяне и на новом месте. Здесь уже задумалась о железнодорожном образовании, поступила заочно в Барнаульский филиал Новосибирского техникума железнодорожного транспорта (сейчас он находится на станции Алтайская. – прим. ред.) и окончила его с красным дипломом.
Пока училась, случилось на железной дороге большое сокращение, под которое попала и наша собеседница, благо дали доучиться.
Но не прошло и месяца, как потребовался монтёр в цех СЦБ (Дистанция сигнализации, централизации и блокировки), и ей предложили попробовать.
Более четверти века на посту
Чуть позже мужа повысили в должности, и семье дали квартиру в Заринске. Естественно, Татьяна перевелась тоже на станцию Заринскую, на пост ЭЦ (электрическая централизация). Здесь она и трудится уже более четверти века в должности электромеханика по обслуживанию СЦБ. Уже успела за это время также окончить Омский государственный университет путей сообщения по профильной специальности – СЦБ.
«Там, где я работаю, – это сердце всей станции. Моя деятельность заключается в обеспечении работы всех приборов, отвечающих за светофоры, стрелки и так далее», – поясняет специалист. Одной из первых она также реагирует на какую-либо чрезвычайную ситуацию и принимает соответствующие меры согласно служебным обязанностям.
«Что значит для меня железная дорога? Я себя без неё никак не ощущаю. Это настоящий живой организм. Нажали кнопку, цепочка пробежала, где-то сигнал открылся. Повернули рукоятку, опять цепочка пробежала, и где-то стрелочка перевелась», – воодушевлённо рассказывает наша героиня. Она искренне гордится работой и причастностью к этому большому и важному делу – обеспечению ритмичной работы заринского «сердца» Российских железных дорог.
Татьяна Надыкта уже сбилась со счёта, сколько у неё почётных грамот и благодарственных писем от профессиональных и властных органов всех уровней. Но одну награду она бережёт особенно: это ценные часы, подаренные ей за многолетний добросовестный труд от руководства Дирекции инфраструктуры в Новосибирске. Кроме того, в 2018 году её наградили Почётным знаком «Лучший уполномоченный на сети железных дорог России». Она уже длительное время также несёт общественную нагрузку в качестве Уполномоченного по охране труда.
Татьяна Александровна с супругом воспитали двух сыновей – Максима и Дмитрия. Максим с супругой подарили родителям уже двух внуков. В свободное от работы время с воодушевлением отдаётся любимой страсти – латиноамериканским танцам.
«Был такой момент, спустя 20 лет который я не могу забыть, – влажнеют глаза у Татьяны Александровны. – На станции Смазнево пускали новый современный ЭЦ. И тут Евгений Владимирович Светловский, заместитель начальника одного из подразделений, говорит мне: «Всё, Татьяна, можешь идти в старую релейную и её отключить». Она ещё работала: переводила стрелки, открывала сигналы. Я подхожу и выключаю тумблер... И всё замолчало, такая гнетущая тишина. Как будто я перекрыла кислород, и сердце остановилось. Она умерла. И в этот момент запустилась другая, новая жизнь», – заключает Татьяна Надыкта.