На страже прав и интересов. Как развивался частный нотариат

Член правления Федеральной нотариальной палаты Людмила Глуховченко. © / Виктор Крутов / АиФ

30 лет назад, когда в России были приняты «Основы законодательства о нотариате», система претерпела кардинальные изменения. Вместо государственных контор стали создаваться частные, наделенные полномочиями оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам.

Одной из тех, кто стоял у истоков зарождения новой практики в Алтайском крае, была Людмила Глуховченко. Как нотариус с многолетним стажем, экс-президент региональной нотариальной палаты, член правления Федеральной нотариальной палаты, она вспоминает, что тот период был не простым, но интересным и очень насыщенным.

   
   

От имени государства 

Людмила Иосифовна начинала карьеру в 1979 году в первой Барнаульской государственной нотариальной конторе, которая в то время была центром подготовки и обучения начинающих нотариусов. Это было за 14 лет до начала преобразования структуры. Перемены, говорит, восприняла с энтузиазмом и не побоялась одной из первых начать частную практику. Тогда, в 1993 – 1996 годах бурно менялось законодательство, возникали новые типы взаимоотношений с государственными и муниципальными органами власти, и она была в гуще всех происходящих событий.

Как Президент палаты, член правления Федеральной нотариальной палаты и член Комиссии ФНП по законодательству и методической работе постоянно участвовала в выездных совещаниях, семинарах, лекциях, проходивших в разных регионах России. На них представители сообщества обсуждали вопросы организации деятельности нотариальных палат, возможные сложности, принципы работы в новых условиях, а также нотариальную практику и спорные вопросы применения новаций гражданского, семейного, земельного и иного законодательства. Этими знаниями она делилась с коллегами из Алтайского края, которые также регулярно собирались вместе для проработки единой концепции и практики.

«Все мы прекрасно осознавали, почему в те годы возникла необходимость реформирования нотариата. Эта сфера всегда финансировалась государством по остаточному принципу. С переходом на частнопрактикующую деятельность появилась возможность привести этот вид юридической деятельности в соответствие международным стандартам, чтобы оказывать  качественные услуги физическим и юридическим  лицам», – вспоминает Людмила Иосифовна.

При этом она уточняет, что слова «частный» или «независимый» не совсем подходят к понятию «нотариат». Нотариальная деятельность является публичной, все нотариальные действия осуществляются нотариусами от имени Российской Федерации, поэтому они строго регламентируются государством и находятся под пристальным вниманием госорганов.

«Должностной статус нотариусов особенный. Мы и не госслужащие, и не предприниматели, хоть и находимся на самообеспечении. Нотариус работает строго в рамках закона, защищая от имени государства правовые интересы населения», – поясняет Людмила Глуховченко.

Живой организм
 

Она поясняет, нотариат часто называют «превентивным правосудием». Первоочередная задача – предотвратить споры между людьми, чтобы как можно меньше дел доходило до судов, а если же судебных разбирательств не избежать, подготовленный нотариусом документ позволит в один момент разрешить, казалось бы, неразрешимый вопрос. 

На вопрос, какими качествами должен обладать профессиональный нотариус, Людмила Иосифовна отвечает, что в первую очередь это любовь к своей профессии, а также стремление к знаниям. С ее слов, чтобы работать в этой сфере, недостаточно окончить учебное заведение, пройти годовую стажировку, сдать квалификационный экзамен, а нужно постоянно учиться и еще раз учиться.

«Законодательство – живой организм, который постоянно меняется. Спать ложимся с одним, утром встаём с другим. Нужно быть в курсе, следить, вникать, изучать, взаимодействовать с различными структурами и органами власти, чтобы в итоге найти правильное решение, помочь человеку, а не загнать его в многолетние судебные тяжбы и споры», – уточняет она.

Людмила Иосифовна может вспомнить множество случаев, когда её клиенты пытались разрешить различные правовые вопросы, ходя по всем инстанциям, в том числе судебным, но грамотный подход к делу позволял поставить точку в юридических  разногласиях.

Ни дня без книги

На вопрос, почему сама пошла в юриспруденцию, отвечает, что это, скорей всего, было предопределено. С юриспруденцией связали свою жизнь ее дедушка, папа, старшая сестра. Так что детство, как выразилась Людмила Иосифовна, было пропитано юридическим духом, и сомнений, куда поступать после школы, даже не возникло.
Нотариат же выбрала с учётом склада характера. А именно усидчивость, внимательность, стремление вникать досконально во все.

Признается, порой приходится перерабатывать огромный объем информации, отвлечься от которой сложно даже после рабочего дня. Выручают литературные произведения, читая их, погружаешься в иные миры,  иные эпохи.

«Каждую свободную минуту посвящаю чтению. У родителей была шикарная библиотека, и к 12 годам перечитала все книги. Наравне с Библиотекой приключений были прочитаны и книги Мериме, и Чехова, и Бальзака, и других серьезных авторов. Помню, соседи смеялись, вспоминая, как в нашем подъезде собирались подростки, которым я читала «Трех мушкетеров» Дюма. И с годами эта страсть к чтению не прошла, а только окрепла. Хорошее изобретение – планшеты, с которых можно читать в любом удобном месте: сидя на лавочке, за чашкой чая в кафе, дома перед сном», – улыбается нотариус.

Однако при этом добавляет, что, хоть и пришла в нотариат цифровизация, она не способна совсем заменить живое общение. Ведь именно при личном контакте с посетителем зачастую рождается истина и правильное решение проблемы.