Платежный баланс за 3 кв 2014 – внутренняя ребалансировка идет полным ходом

   
   

Вчера Банк России опубликовал предварительную оценку платежного баланса РФ за 3 кв 2014.

Несмотря на неблагоприятные сезонные факторы, в этом году третий квартал был завершен с заметным профицитом счета текущих операций в размере 11.4 млрд долл. – против дефицита на сумму 0.7 млрд долл. в аналогичном периоде прошлого года. На наш взгляд, такое улучшение было вызвано следующими причинами.

Повышение сальдо торгового баланса, темпы которого, хотя и понизились, но остались двузначными (плюс 11.2% в годовом сопоставлении). Этому способствовало резкое падение импорта товаров (минус 8.7%), с лихвой компенсировавшее сокращение экспорта сырой нефти и газа.

Рекордное сокращение дефицита инвестиционных доходов (на 5.8 млрд долл. за год) стало крупнейшим из неторговых компонентов счета текущих операций, способствовавших увеличению сальдо. Причинами этого сокращения послужили стабилизация/уменьшение внешнего долга и падение корпоративных прибылей, приведшее к снижению выплат иностранным инвесторам.

Чистый отток частного капитала сократился до 5.7 млрд долл. (против 61.7 млрд долл. в 1 кв 2014, 10.2 млрд долл. во 2 кв 2014 и 12.2 млрд долл. в 3 кв 2013).

Чистый спрос на наличную иностранную валюту со стороны населения в 3 кв 2014 продолжил сокращаться, составив всего 1.5 млрд долл. – после скачка, наблюдавшегося в 1 кв 2014, когда он достиг 10.3 млрд долл.

   
   

Показатели платежного баланса за 3 кв 2014 свидетельствуют о дальнейшем углублении «внутренней ребалансировки», вызванной введением санкций и ослаблением рубля. Мы наблюдаем продолжение процесса изменения структуры структурного оттока капитала, что выражается в стабилизации оттока «серых» денег на более низких уровнях и ускорении оттока прямых иностранных инвестиций.

Рубль и ставки. Будет нелишним проанализировать с точки зрения платежного баланса сохраняющееся давление на рубль и его перспективы, а также перспективы корректировки монетарной политики. Шок показателя условий торговли (падение цен на нефть) и обусловленное санкциями отсутствие необходимого доступа к рынкам капитала – это не что иное, как шок платежного баланса. Чтобы компенсировать снижение нефтяных доходов и рост долгов необходимо дальнейшее сокращение импорта. Как явствует из данных платежного баланса, ослабление рубля/удорожание импорта – это лишь часть общей ребалансировки, и для дальнейшего уменьшения внутреннего спроса и импорта требуется более жесткая монетарная политика. Согласно нашим расчетам, в условиях структурного снижения цен на нефть до 90 долл./барр. равновесный курс доллара к рублю должен составлять 39.00–40.00, а ставки должны вырасти примерно на 150 бп.

Подождем, что скажет регулятор. Участники рынка расходятся во мнении относительно того, является ли недавнее падение цен на нефть временным, или же оно носит более фундаментальный характер. Данный вопрос очень важен с точки зрения политики ЦБ РФ, поскольку, если цена нефти закрепится на новом уровне или, тем более, продолжит снижаться, то рубль не так уж сильно недооценен. Банку России, вероятно, придется уже в ближайшее время определиться со своей позицией по этому вопросу, который с каждым смещением границ коридора бивалютной корзины на 5 коп. (согласно рыночным котировкам, на данный момент коридор составляет 36.00–45.00) и появлением новых признаков более активной долларизации сбережений становится все актуальнее. До следующего планового заседания по вопросам монетарной политики еще далеко (31 октября), и мы не исключаем вероятность проведения внеочередного заседания, если только по какой-то причине ситуация не станет менее напряженной. Ответ ЦБ, на наш взгляд, будет примерно таким же, как в марте нынешнего года: наращивание объема интервенций (при одновременном объявлении «грязного» плавающего курса), призванное переломить сформировавшийся тренд, в сочетании с повышением ставок.

Аналитики ВТБ Капитал

Дарья Исакова, Владимир Колычев

Смотрите также: